Опубликовано 25 сентября 2018 в 14:33

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Смирнова Елена Юрьевна

ГБОУ СОШ 185 с углубленным изучением английского языка, район Центральный

Предмет: Музыка

УМК: Г.П.Сергеева Е.Д. Критская

Класс: 5 б

Тип урока: комбинированный – урок закрепления знаний, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Учитель: Смирнова Елена Юрьевна

Образовательные технологии, методы, приемы:

Оборудование: Фортепиано, ПК, Проектор.

Методическое обеспечение, ресурсы:

Организация пространства:

Тема года

(тема раздела)

Музыка и изобразительное искусство
Тема урока « Весенние пейзажи в музыке и живописи »

Коррекционное соединение тем « Музыкальная живопись и живописная музыка » и « Импрессионизм в музыке и в живописи»

Цель Цель урока для учащихся Педагогическая цель урока
Осмысление, систематизация знаний о взаимопроникновении видов искусства: музыки и живописи,

формирование представления об импрессионизме, как о ярком направлении

в искусстве.

Содействовать формированию представления об особенностях и специфике средств выразительности

композиторов и художников, создающих свои произведения в классическом стиле и направлении « Импрессионизм»

Задачи Задачи урока для учащихся Педагогические задачи урока
1.Умение анализировать , сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности, сравнивать представляемые художественные образы на примерах различных произведений композиторов и художников- классиков.

2. Ознакомление с историей возникновения импрессионизма в живописи.

3 . Выявление основных признаков импрессионизма в живописи и в музыке.

4.Ознакомление и анализ музыкального произведения, написанного композитором- импрессионистом.

5.Продолжение вокально – хоровой работы ( разучивание песни Е .Крылатова «Крылатые качели»)

5. Обобщение информации по теме.

Воспитательные:

Воспитание эстетического вкуса, приобщение к классическому музыкальному искусству , наследию композиторов и художников- импрессионистов, к искусству в целом.

Воспитание исполнительской и слушательской культуры.

Развивающие:

Развитие мышления ( обучение анализу, сравнению, построению аналогий, обобщению и систематизации).

Овладение учащимися способностью размышлять и говорить о художественных образах в музыке и в живописи, обогащая свою речь выразительными эпитетами и музыкальной терминологией.

Развитие вокально-хоровых навыков.

Образовательные:

Формирование универсальных умений в процессе размышления и анализа интонационно- образного содержания музыкальных произведений., Приобретение навыков коллективного музицирования, активная демонстрация репродуктивных и творческих навыков в рамках изучаемой темы.

Планируемые результаты Личностные: Осознание значимости музыкального и изобразительного искусства России, направления «Импрессионизм», как интересного и яркого в искусства IХ- XX веков и настоящего времени.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать делать выводы.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные примеры, выявлять общее и особенное при прослушивании и сравнении музыкальных примеров на основе полученных знаний , усвоение понятий: палитра чувств, гармония красок, композиция, линия, импрессионизм, расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира., классическому и современному музыкальному наследию.

Этап урока Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) Приветствие и настройка учащихся на урок.

Мини - распевка в виде приветствия.

Точное выполнение упражнения фронтально и по группам.

Верное воспроизведение заданного учителем интонационно- ритмического рисунка Активизация внимания.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания) Что вы видите на экране?

Что такое пейзаж?

Предположите, какая может быть тема урока?

Вспомните, какое было домашнее задание?

Кто хочет прочитать?

Помогает учащимся сформулировать тему урока

«Весенний пейзаж в музыке и живописи»

Сравнение выразительности стихотворений и картин, представленных на экране.

Вспомните, звучала ли на уроках музыка, изображающая весенний пейзаж?

( ссылка на пройденный материал)

Анализ произведения

«Весенние воды» С.В. Рахманинов

Понравилось произведение? дайте определение романса.

Этот романс Рахманинов посвятил своей первой учительнице А.Д.

Орнадской

Я его исполняла без сопровождения, значит как?

Физкультминутка.

Так стремительно несутся воды, так природа ждет наступления тепла .Потянитесь вверх, погрейте пальчики!

На экране мы рассматривали полотна русских художников (Левитана, )

Они писали свои картина в классической манере, это значит, что все детали прорисованы очень реалистично, контрастно, тщательно.

Угадывают окончание фразы в песне.

Дают определение.

Музыкальная живопись или живописная музыка.

Озвучивают задание: подобрать стихотворение о весне.

Читают стихотворения.

С помощью учителя формулируют тему урока.

Вспоминают: «Весна и осень» Г.В. Свиридов

Отвечают на вопросы учителя.

Какая музыка звучит?

Что чувствуете?

Что представляете?
образ ранней или поздней весны?

Какими средствами композитор добивается этого ощущения?

Какую палитру красок он выбрал? Какой инструмент исполняет мелодию? Почему? А затем…?

Какая фактура?

Какая интонация?

Какую из картин можно соотнести с музыкой. Почему?

Как добивался композитор создания такого образа?

Есть ощущение покоя или движения?

Какая звуковая палитра?

Анализируют произведение.

Вспоминают термин «a-capella», « романс»

В одном эмоциональном ключе с предыдущим

произведением прозвучал романс?

С какой интонацией? (восходящей – восторг, пробуждение)

Какими средствами выразительности пользовался композитор, чтобы добиться создания такого образа?

(восходящая мелодическая линия, движение вверх – к кульминации, яркая динамика)

Находят на экране пейзаж, который соответствовал бы этому образу.

Объясняют, почему выбрали именно этот.

(яркая палитра красок, бурлящая вода, ощущение восторга)

Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку и живопись как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства и живописи.

.Подготовка учеников к изучению нового через выявления сформированных представлений и имеющихся знаний.

Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку и живопись как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства и живописи.

.Подготовка учеников к изучению нового через выявления сформированных представлений и имеющихся знаний.

Активизация познавательной деятельности,

формулирование темы урока.

Стремление реализации своего творческого потенциала, готовность выражать и отстаивать свою творческую позицию.

Умение ставить задачи при восприятии музыкальных произведений.

Владение умениями и навоками образно – смыслового анализа,

Умение проводить сравнение. Метапредметные универсальные умения.

Личностные-

Готовность отстаивать свою точку зрения., творческую позицию.

Коммуникативные- умение выслушать мнение другого человека.

3.«Открытие» учащимися новых знаний Знакомит учащихся с истоками импрессионизма с помощью презентации.

. Организует обсуждение причин возникновения, развития и распространения этого направления.

Импрессионизм- Направление в искусстве последней трети 19- начала 20 веков, зародившееся во Франции, а потом распространившееся по всему миру . Его представители стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности, передать свои мимолетные впечатления. Сначала во Франции- стране поэтичной, чувственной, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, которая открыла миру свое видение искусства и свое впечатление от мира «Impression»?появились художники импрессионисты: Винсент Ван Гог, Поль Сезар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Клод Моне, Эдуард Мане.

.

В 1874 году состоялась выставка художников в Париже. Чтобы избежать монотонности в названиях картин, клод Моне озаглавил одну из них «Впечатление».Критики зло высмеяли этих мазил = впечатленщиков, но название закрепилось.

Затем появились композиторы- импрессионисты.

Клод Дебюсси_ французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке.

«Арабеска » К.Дебюсси

Сравнительный анализ:

Ученики сравнивают и анализируют картины, появившиеся на экране, выявляют особенности манеры написания картин, палитры красок, технику мазка, штриха.

Анализируют впечатления К . Моне от одинакового сюжета в разное время .

Сравнивают с полотнами русских художников.

В чем отличие?

Рисунок как -будто не имеет четких границ, детали как бы перетекают от одной к другой, все размыто, меньше четких линий, больше цветовых пятен, штрих письма- другой.

Художники и стремились изобразить не столько сюжет, сколько впечатление от увиденного.

Эти картины кажутся нам как бы завуалированными, задымленными, фантастичными.

Как будто они видят происходящее через преломление солнечного света. Сквозь порыв ветра, через колышущийся свет фонаря.

Анализируют фрагмент музыкального произведения ( « Арабеска »

Зыбкая, струящаяся, проточная, свежая.

. Фактура гомофонно-гармоническая.

Музыка прозрачная, нежность пробуждения, волнообразное движение, нет ярко выраженной мелодии- всплески, вздохи. Разговор.

Какие инструменты услышали?

Зачем композитор подбирает различные тембры?

Какой музыкальной палитрой пользовался композитор?

Можно ли сказать, что эта музыка живописна?

А картины музыкальны?

Знакомство с творчеством художников и композиторов- импрессионистов, термином «Impression»

Выявление особенностей живописного и музыкального языка, специфических особенностей.

Формирование познавательных умений анализа и обобщения.

Логические умения-

сравнение, анализ, рассуждение, формирование интереса к специфике данного направления в искусстве,

Коммуникативные- решение учебных задач совместно с одноклассниками.

Познавательные- сравнение. Рассуждение, усвоение терминов.

Мотивация к изучению импрессионизма самостоятельно.

Сравнение, анализ, рассуждение, формирование интереса к специфике данного произведения

.

4.Первичное закрепление и обобщение На экране «Весна» и «Весна в Живерни» К Моне

Организует обсуждение поставленных задач и вопросов.

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют ответы, дискутируют.

Посмотрите на картины К Моне.


В чем отличие от пейзажей художников- классиков?

В манере письма.

Соотносят с музыкой К Дебюсси.

Органично ли сочетание?

С какой из картин наблюдается более точное, на ваш взгляд соответствие.

Приобретают общее представление о импрессионизме, как о музыкальном искусстве 1х- XX веков Формирование коммуникативных УУД: построение диалогического высказывания, участие в беседе.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой* Дает учащимся письменное задание в форме синквейна.

Дифференцированный подход.

Кому задание кажется сложным, напишите несколько слов об импрессионизме.

Выполнение письменного задания в форме синквейна. Закрепление знаний по теме урока Использование полученной информации для решения учебной задачи.
6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение* Организация вокально-хоровой деятельности учащихся: разучивание и исполнение песни. Разбор и разучивание песни Е. Крылатова «Крылатые качели» Формирование специальных музыкальных навыков Умение подчинять свои действия достижению общей цели.
7.Подведение итогов по теме урока (личностные результаты) Предлагает учащимся оценить утверждение К Дебюсси: « Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?» Оценивают утверждения, высказывают личные впечатления.

Сегодня на уроке мы продолжили разговор о взаимопроникновении двух видов искусства: музыки и живописи, и узнали о направлении, появившемся в конце 1Х-начале ХХ веков – это…

Осознали особенности этого направления, которые отличают его от классического искусства.

В произведениях импрессионистов важен не столько сюжет, сколько чувства от соприкосновения, впечатления от увиденного.

Развитие представления о импрессионизме в процессе обсуждения Развитие умения формировать монологическое высказывание
8.Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка) Мы сегодня рассуждали и анализировали музыкальные произведения и живописные полотна, которые были наполнены ожиданием весны.

Мы говорили о весенних пейзажах в музыке и в живописи, о их взаимопроникновении.

Показалось ли вам, что произведения , созданные импрессионистами были непонятны для восприятия?

Получили ли вы информацию, которая показалась вам интересной и нужной?Понятны вам термены: импрессионизм, живописная музыка, музыкальная живопись?

Нарисуйте на своем листке смайлик и поставьте сами себе оценку за работу на уроке.

Кто- нибудь хочет завершить наш разговор стихотворением о весне?

Заполнение листа самооценки с указанием имени Самоконтроль полученных знаний и умений Формирование умения оценивать собственную деятельность
9.Домашнее задание (вариативное) Ознакомиться с творчеством Клода Дебюсси, послушать:

«Диалог ветра с морем»

«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе»

«Лунный свет»

Поиск ресурсов для самостоятельного прослушивания. Получение информации по теме урока Сохранение учебной задачи в течение недели. Самостоятельный поиск информации- познавательные ууд.