Опубликовано 25 сентября 2018 в 14:35

Хоровая деятельность как средство раскрытия творческого потенциала ребенка.

Воспитывать разумное, лучшее, доброе, вечное, духовное в ребенке необходимо с самого рождения, и в процессе этого многостороннего воспитания можно и нужно использовать уже созданные и проверенные методики, которые помогут не только воспитать умного и талантливого человека, но и будут способствовать становлению действительно творческой, одаренной личности.

При воспитании духовных качеств необходимо уделять внимание искусству, литературе, музыке, ведь разностороннее эстетическое воспитание ребенка – девиз многих веков существования педагогики.

В современном мире нет, пожалуй, человека, который не был бы причастен к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, архитектура, живопись… По своему влиянию на духовно-нравственное развитие личности неоценима литература – искусство слова. Огромное значение для воспитания ребенка играет музыка. Общеизвестно, что музыкальное искусство является могучим средством воспитания, инструментом, способствующим становлению личности, формированию человеческого в человеке.

Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу была известна с глубокой древности. «…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»,- писал В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»

Очень важной формой нравственного и духовного воспитания ребенка можно назвать хоровое пение – искусство, где тесно соединены литература и музыка.

К певческому коллективному искусству, его методикам обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой – развитие способности чувствовать красоту музыки, эмоционально откликаться на нее, творить коллективно, подчиняя свои действия общему замыслу.

В античные времена отношения к музыке было как к занятию, не уступающему по своей важности медицине. Ученик Аристотеля - Аристоксен говорил: «тело очищает врачевание, а душу - музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена не только поощрялось, но и считалось священным долгом. Хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из важных элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре», говорил Платон. Аристотель отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с юного возраста».

В средние века все определялось законами церкви, но церковь не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Архиепископ и богослов Иоанн Златоуст писал об устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна. Склонялся перед искусством и Василий Кесарийский – церковный писатель , видевший удивительную силу сплачивать людей, объединяя через « единоголосное унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе дружбы.»

В России развивалось хоровое пение. Открывались певческие школы. Одно из ранних упоминаний о детском пении - 1621 год, где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах.

В дореволюционной России все обряды – рождения, венчания, погребения - всегда сопровождались пением. И на всех праздниках русский народ пел. В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте - в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры получила развитие уникальная музыкальная культура народа. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами: певцами, композиторами, виртуозами-музыкантами. Огромная роль в музыкальной просветительской деятельности принадлежала учителю, который был всесторонне образован.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского коллективного творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос- универсальный инструмент. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам ее создает., приобретает вокально-хоровые умения и навыки, учится взаимодействию в коллективе , что влияет на формирование его личностных качеств.

Научные исследования доказывают, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию всех процессов возбуждения и торможения, а также других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения самого человека. Планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей, так как детский голос обладает особыми качествами: детские голосовые связки короткие и тонкие, отсюда и особое звучание детских голосов – легкое, высокое. Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос – это именно тот инструмент, который доступен каждому.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии как способность есть у многих детей. Кто-то усваивает все налету, для достижения успеха у других надо приложить немало усилий, подобрать иные методы и приемы, третьи требуют длительной кропотливой работы без быстрых результатов. Самое главное – привить детям желание петь, не мыслить своей жизни без песни и без музыки вообще, наслаждаться разнообразием жанров и музыкальных стилей, уметь разбираться в них.

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет важной и неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым фактором формирования духовного, творческого потенциала творчества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остается исключительным по значимости средством музыкального воспитания.

Смирнова Елена Юрьевна,

Учитель музыки.

Литература:

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.

2.Дерина, Г.А. Урок литературы: «Помогать человеку понимать себя самого». Влияние искусства слова на духовно-нравственное развитие личности / Г.А. Дерина // Народная асвета. – 2008. – № 7. – С. 9–10.

3.Димова И.Г. Искусство в школе: быть или не быть?/ «Учительская газета» №20 (10309) от 18 мая 2010г.

4.Драбенок, И.Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / И.Б. Драбенок // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9. – С. 15–17.

5.Колтунова, И.А. Формирование духовности средствами музыки / И.А. Колтунова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 60–62.

6.СухомлинскийВ.А.Сердце отдаю детям. Киев. 1972.